Бежала «дежурка» по рельсам железным

450

Стальной путь от Исакогорки считался главной магистралью

Просторечное название «дежурка» вошло в словесный обиход жителей города от дежурного поезда, который ежедневно развозил путейцев по всем полустанкам и разъездам строящейся стальной дороги на Молотовск.

Первые месяцы ее поезда состояли из нескольких крытых вагончиков или даже открытых платформ, которые тащила за собой… моторная дрезина. Скорость движения составов не превышала и 10 километров… Трасса считалась относительно короткой, но очень сложной, поскольку во многих местах проходила по заболоченной местности. Особенно трудно дался путейцам участок от Рикасихи и до поселка Судострой.

Дорогу прокладывали из конечных пунктов во встречном направлении. 7 ноября 1936 года участки были состыкованы, а еще через две недели по трассе прошел первый пробный поезд из 4 вагонов.

Паровозы появились немного позднее, когда строителям удалось отсыпать и серьезно укрепить дорожное полотно. Сначала составы вели за собой легкие локомотивы серии «Ов», прозванные в народе «овечками», а уж за ними на ветку Северодвинск – Исакогорка выкатилась более серьезная техника и трудилась она много лет. Даже когда в середине 60-х Северная дорога перешла на дизельную, тепловозную тягу, паровые локомотивы продолжали усердно работать, и не только на маневровых работах по станции. Надежные и неприхотливые в эксплуатации «овечки», между прочим, еще очень долго трудились в транспортной конторе северодвинской стройки. Шпалы и рельсы пролегали по некоторым улицам нынешнего центра города. В пульманах и на платформах железнодорожники подвозили материалы и конструкции ко многим новостройкам. Например, песок и щебень к растворному узлу, который располагался на месте нынешнего Дворца культуры Ленкома. Или же – кирпич каменщикам, кладущим стены универмага «Радуга». Но все самое главное происходило, конечно же, на стальной ветке, ведущей к узловой станции Исакогорка, потому что до того момента, как Северодвинск и Архангельск связало автомобильное шоссе, главной грузовой и пассажирской магистралью была железная дорога. Ежедневно из Северодвинска в южном направлении уходили сразу несколько пассажирских поездов – три раза в сутки курсировала дежурка с полновесным составом из 8, а то и 10 вагонов, ежедневно отправлялся поезд в Москву, не пустовали вагоны и поезда до Ленинграда. А еще любой из старожилов вспомнит и знаменитые «грибные» поезда, и поезда «Здоровья» на станцию Лайскую…

Большинству приезжающих зримые очертания нашего города представали из вагонного окна. В полутора километрах к северу от станции Рикасиха лес обрывался и железнодорожное полотно, теперь чем-то напоминавшее дамбу, тянулось по огромному болоту, в конце которого уже маячили силуэты самых высоких построек завода и города. С каждой минутой их очертания становились все отчетливей. Потом в окнах плыли приземистые окраины с почерневшими складами, бараками и зарослями высоченного камыша. У входного светофора железный путь делился сразу на несколько веток, поезд притормаживал, и слева мелькали деревянные постройки пристанционных хранилищ, справа – кирпичные строения управления механизации и завода «Севдормаш». Наконец с высоким скрежетом работали тормоза – и поезд финишировал у вокзального перрона.