Духовная связь времен

316

С именем Николы Морского связано прошлое и будущее города

Николай Чудотворец (Николай Святитель, Николай Угодник) считался самым близким к Богу Святым, покровителем торговли и земледелия, защитником бедных и неимущих, помощником простого люда, у него вымаливали благополучие.

В древнерусской литературе встречается около сорока различных произведений, рассказывающих о его необычайных делах. В поморской же среде Николая почитали как первого из тех могущественных небожителей, к кому следовало обращаться с молитвой в тяжкий час бедствий и странствий в океане, и чаще называли его еще и Николой Морским. Впрочем, последнее было характерно не только для нашего Севера, но и для всех российских губерний, чье население жило кораблевождением и морскими промыслами. У поморов постоянно крепла вера в чудотворную силу святого. Так, французский путешественник де Ламартиньер, посетивший север Кольского полуострова в 1653 году, называл жителей Русской Лапландии не иначе как «николаистами»: здесь в каждом доме имелась икона святого Николая.

К Николе Вешнему во многих местах Поморья приурочивали первый выход судов в море. Любой флотский исследователь обратит внимание на то, что большинство промысловых и торговых судов наших предков на Мурманском и Беломорском Севере носило название «Святой Николай», причем традиция называть корабли именем этого чудотворца и угодника сохранилась вплоть до самого конца XIX века, когда пароходы пришли на смену парусным судам.

Подтвердил особое отношение поморов к святому Николаю русский писатель-этнограф Сергей Максимов, который оставил наиболее полное и образное описание нашего края в середине XIX века. В частности, он приводит бытовавшую тогда присказку: «От Холмогор до Колы – тридцать три Николы». Присказка эта, конечно, образная, поскольку, если быть точным, монастырей, церквей и часовен, носящих имя этого чудотворца, на указанном пространстве имелось даже больше, чем тридцать три. Самым мощным оплотом православия среди них являлся Николо-Корельский монастырь. Он располагался у самого моря, на берегу того рукава Двинского устья, где в первой трети века минувшего суждено было появиться новому городу – Северодвинску.

Точная дата основания монастыря неизвестна, но, по косвенным данным, ею принято считать 1410 год. Инициативу создания этой православной обители в устье Северной Двины приписывают преподобному Евфимию, а упоминание в названии монастыря имени святого Николая служит еще одним свидетельством большой популярности этого чудотворца на Севере России.

Предание говорит о том, что в 1419-м местными жителями случайно была обнаружена икона святого Николая, которая единственная неведомым и действительно чудесным образом уцелела от разбоя и пожара, а затем долгое время лежала «нетленной» на берегу моря. Икону, которую не взяли ни огонь, ни меч иноземца, ни морская вода, вернули монахам. Сам факт восстановления Николо-Корельской обители после разорения её шведами, многие историки склонны объяснять не только щедрыми пожертвованиями Марфы Посадницы, но и заступничеством Николы Морского. Последующие несколько веков иконописный образ его находился в монастыре. Причем при вторичном разграблении монастыря польско-литовскими рокшанами под командованием Барышпольца в 1613 году образ Николы Морского чудесным образом снова уцелел…

Спустя 323 года после этого у стен Николо-Корельского монастыря высадился десант первостроителей нового города, которому суждено навсегда связать свою судьбу с морем, стать одним из центров кораблестроения России. Может, было тому провидение, воля и перст Николы Морского, и в событиях давнего прошлого и дня настоящего проявилась нерушимая духовная связь.