Крейсер «Молотовск» в море уходит…

481

Наши отцы строили красивые

Таких крупных надводных кораблей, как крейсера проекта 68-БИС, северодвинцы не строили. Своей мощью и горделивой статью они впечатляли и самих корабелов – когда крейсера покидали эллинг, полюбоваться ими, плодами своего труда, на дамбе наливного бассейна собиралось немало заводчан. И вовсе не удивительно, что многим эти мгновения легли на память, и сегодняшние ветераны называют то время лучшим…

Два корабля – «Молотовск» и «Мурманск», которые сдал флоту завод № 402 — будущий Севмаш, могут составить предмет гордости любой верфи. Сейчас уже признано: именно легкие артиллерийские крейсера проекта 68-бис являлись лучшими в советском кораблестроении. Они радовали специалистов своей высокой скоростью и маневренностью, превосходно держались на курсе даже в крепкий шторм, несли современную артиллерию и минно-торпедное вооружение. Незаурядные тактико-технические качества и красивый облик крейсеров предопределили и то, что в свое время именно им поручалось представлять нашу страну в официальных визитах советского флота в зарубежные порты. Такие мощные красавцы-корабли строились сразу на нескольких предприятиях Советского Союза, но первенцем корабелов нашего города стал «Молотовск». Позднее в ходе очередной политической кампании его переименовали, и в историю корабль вошел уже под названием «Октябрьская революция».

Второй крейсер, который построили северодвинцы по проекту 68-бис, был «Мурманск». Этот корабль прослужил на Северном флоте четыре десятка лет, был его флагманом и вошел в историю советских Вооруженных Сил, как лучший крейсер – не было таких высших почетных наград и призов в списках Министерства обороны, которыми не владел бы «Мурманск»!

А еще в летописи северодвинских крейсеров значатся настоящие ратные дела, ведь и «Октябрьская революция», и «Мурманск» участвовали в средиземноморских походах, причем во времена самых острых международных конфликтов, когда мир буквально висел на волоске…

В истории нашего города крейсера, если можно так выразиться – особая веха, ведь не только корабелы могли сказать о «Молотовске» и «Мурманске»: «Мой корабль», но и те многие северодвинцы, кто служил на них срочную. А среди них, между прочим, и северодвинские мальчишки 50-х, которые об отцовских крейсерах узнали, только когда им приспело служить Родине.

Сегодня, когда глядишь на фото крейсеров 68-бис, не столько вспоминается детство, сколько уже с позиции взрослого человека размышляешь о времени, когда они строились. Оно не было легким, ведь после окончания тяжелой войны прошли считанные годы. Но на всех верфях страны тогда кипела работа – новые корабли строили с энтузиазмом, впрочем, как и все, что в ту пору создавалось коллективным трудом. В этом оптимистичном настрое людей присутствовала большая надежда, что впереди теперь иная жизнь, что к мрачному периоду сталинизма страна уже никогда не вернется, что отныне все будет справедливо, по совести, и потому детям и внукам в жизни выпадет счастливый жребий. Иными словами, была вера, какой нет сегодня.

Моему отцу, строившему эсминцы и крейсера

Снова память седая листает страницы
Книги той, где тревожат полночную синь корабли,
Где летят за кормой белокрылые птицы
Из тумана времен, от далекой и юной земли.
То ли явь, то ли сон, только чудится снова
Рокот главных турбин и команда «Поднять якоря!»
Под эскортом буксиров на рейде портовом
Заводские ребята сегодня уходят в моря.
По годам – по волнам, по судьбе и по морю
Устремилась душа, взяв у ночи печальный настрой.
Крейсер «Молотовск» – флагман сегодня в дозоре,
Крейсер «Мурманск» с эсминцами держат кильватерный строй.
У Никольского буя ночь белая бродит,
И на створах слезинки огней различимы едва.
Курс возьмут корабли. Их безмолвно проводят
Цеховые утесы завода 402. По годам – по волнам, по подлунному свету
Память та, что прочнее цепей и швартовых концов,
Лоцман-память ведет корабли до рассвета,
Корабли молодые стареющих наших отцов

Олег ХИМАНЫЧ