«Лениниана» на острове Ягры

258

Так можно назвать трудовой подвиг коллектива «Звездочки»

Есть корабли, которым суждено было не просто войти в нашу историю, а стать символами своего времени. Среди них – первый в мире атомный ледокол «Ленин». Детище балтийских корабелов, он олицетворял собой и достижения нашей науки, и стремление советских людей использовать энергию атома в мирных целях.

Шесть лет «Ленин» исправно прослужил в Арктике, когда в корпусе одного из реакторов корабля неожиданно обнаружили течь. Потребовалось заменить всю энергетическую установку ледокола. Ремонт и модернизацию «Ленина» поручили северодвинцам. Сроки поставили сжатые: закончить к 100-летию В.И. Ленина. Для предприятия с 13-летним трудовым стажем, а таким был возраст «Звездочки», это была очень сложная и ответственная задача. В декабре 1967 года ледокол стал у заводской стенки на Яграх. Северодвинская история «Ленина» полна драматических моментов. Корабелов не раз подводили поставщики оборудования: мало того, что они срывали сроки, временами приходилось устранять их брак. В ходе уникальных работ на атомоходе возникали и непредвиденные технологические трудности. Их приходилось решать на свой страх и риск. И корабелы решали их смело и правильно — и в сроки укладывались, и с гарантией надежности ледовому богатырю. А девизом их стало: не выполнил задания — не уходи домой.

Чиновники в Москве в успех не верили, иные, выслушав о намерениях уложиться в срок, называли северодвинцев фантазерами… Напрасно не верили: 21 апреля 1970 года в 23 часа 30 минут, в самый канун 100-летия В.И. Ленина, на ледоколе заработала новая атомная энергетическая установка. Затем были ходовые испытания, и 20 июня в Баренцевом море на борту «Ленина» моряки и корабелы подписали приемный акт.

Ледокол отходил в Арктике еще 19 навигаций. Его трудовая биография завершилась в 1989 году, когда атомоход вывели из эксплуатации и поставили на отстой.

Капитан ледокола Герой Социалистического Труда Борис Макарович Соколов приезжал в Северодвинск, когда решали, как сохранить ледокол в качестве корабля-музея. А решался вопрос очень тяжело. Новоиспеченные российские капиталисты даже предлагали продать «Ленина» за границу. Капитан отчаянно бился за свой корабль, и в свое время был предложен вариант — поставить атомный ледокол на вечную стоянку в Северодвинске, в районе, известном как Южные Ягры. И все же многотрудная борьба за ледокол «Ленин» завершилась так, как и должна была завершиться по разумению людей, не ставших иванами, не помнящими родства. Сейчас корабль стоит в Мурманске. Его реакторы давно бездействуют, активная зона выгружена. Они ему ни к чему: первый в мире атомный ледокол, вторую жизнь которому дали северодвинцы, сегодня переоборудуется в музей.